Менеджеру нельзя мыслить крайностями, а необходимо делать выборочную адаптацию предположений.
Дальше следует обратить внимание на связь концепции Мак-Грегора с управлением международными корпорациями. Она заключается в том, что корни поведения "Х" и "Y" связаны с культурой. Американские менеджеры верят, что мотивацией для работников являются их стремления удовлетворить наивысшие потребности, а потому в управлении пытаются воспользоваться подходом "Y". В Китае также используется этот подход, но совсем по другим причинам. После революции в 1949 г. в этой стране возникли два типа менеджеров: "эксперты", которые делают ударение на технических навыках и отдают преимущество теории "Х", и "красные", которые акцентируют на человеческих навыках и влияют на работников политическими и идеологическими инструментами, где лучше срабатывает теория "Y".
Представление сильных и слабых сторон концепци Мак-Грегором должно обусловить интерес к теории "Z" В. Оучи, в которой он пытался соединить преимущества японского и американского менеджмента. Они представлены в следующей таблице.
Характеристика |
Тип А |
Тип Z |
Тип J |
Длительность работы сотрудника в одной фирме |
Краткосрочная |
Долгосрочная |
Долгосрочная |
Методы принятия решений |
Индивидуальные |
Групповые
консенсусом |
Групповые
консенсусом |
Ответственность |
Индивидуальная |
Индивидуальная |
Коллективная |
Оценка деятельности и служебное продвижение |
Скорые |
Замедленные |
Замедленные |
Контроль |
Явный формализирован |
Скрытый, неформализирован, но с четкими формальными процедурами |
Скрытый, неформализирован |
Характер карьеры |
Запланированная |
Умеренно планируется |
Не планируется |
Круг интересов |
Узкое широкое |
Узкое широкое,
включающее семью |
Широкое |